Источник: https://10.86389.3535.ru/29957/35920/

ГИА-11

Что такое итоговое сочинение (изложение)?

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.

В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Это экзамен, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать свое мнение, привлекая литературные источники, причем необязательно из школьной программы.

Также оно служит допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников одиннадцатых классов, в том числе к ЕГЭ. Для успешной сдачи нужно набрать минимум три балла из пяти — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст сочинение с первого раза, есть еще две попытки: в первую среду февраля и вторую среду апреля. В 2024 году это 7 февраля и 10 апреля. Если провалить их все, ЕГЭ выпускник сдавать не будет, следующий шанс появится только через год. Вместо аттестата школьник получит справку.

Требования к итоговому сочинению

Прежде всего необходимо ознакомиться с требованиями и критериями на сайте ФИПИ. Чтобы работу выпускника проверили, необходимо выполнить два формальных требования: пройти по объему и показать самостоятельность написания.

Объем. Минимально допустимое количество слов — 250. Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы. 

Самостоятельность написания. Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета. Если работу заподозрят или уличат в плагиате, ученик рискует автоматом получить незачет. Придется пересдавать, апелляций нет.

 

Критерии оценивания итогового сочинения

Работы оценивают по пяти критериям — за каждый ставят плюс или минус, среднего нет. Для зачета достаточно набрать три балла из пяти. Причем два балла обязательно должны быть по первым двум критериям .

Соответствие теме. Ученик получает плюс по этому критерию, если в его тексте:

  1. Прослеживается конкретная цель высказывания.
  2. Есть тезис — ответ на вопрос по выбранной теме.
  3. Литературный аргумент соответствует теме и тезису.

Аргументация. Ученик получает балл, если сочинение написано с опорой на литературный источник, без грубых искажений материала. Например, если выпускник ошибся в фамилии автора, в названии произведения, но рассуждение позволяет четко идентифицировать источник, пример засчитают.

Композиция и логика рассуждения. Если нет тезиса и аргументов, плюс не получить. То же — если текст не разбит на абзацы, полон логических нарушений, которые мешают воспринимать информацию.

Качество письменной речи. Балл зачтут, если нет речевых ошибок или они не затрудняют восприятие текста. Этот критерий мне кажется самым мягким, потому что сформулирован необъективно: не указано допустимое количество речевых ошибок. В сущности, он остается на усмотрение проверяющих, однако обычно учителя идут навстречу экзаменуемому и стараются не снижать балл за качество речи.

Грамотность. Незачет ставят, если на 100 слов приходится более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Например, если ученик напишет сочинение на 300 слов, он может допустить 15 ошибок и не потерять балл.

Тематические разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения в 2024-2025 учебном году

 

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Темы ИС

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Темы ИС

3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
3.4 Язык и языковая личность
Темы ИС

В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

 

Категория участников итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА-11 проводится для:

- обучающихся XI (XII) классов;

- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

-  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

-  лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;

- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

- лиц, допущенных к ГИА-11 в предыдущие годы, но не прошедших ГИА-11 или получивших на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

- обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;

- лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;

- дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году:

- обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующимполучением аттестата о среднем общем образовании, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

- обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;

- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое сочинение (изложение), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

Порядок подачи заявления на итоговое сочинение (изложение)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающиеся XI (XII) классов подают заявления  и согласия на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования (в МБОУ Николо- Березовскую СОШ), а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

2.2. Участники итогового сочинения (изложения) с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.

2.3. Лица, перечисленные в подпункте 1.2 , не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения подают заявления  и согласия на обработку персональных данных  в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определяемые ОИВ. Лица, перечисленные в подпункте1.2  с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую инвалидность.

2.4. Лица, перечисленные в подпункте 1.2 самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных Порядком, которую указывают в заявлении.

2.5. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию 11 в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Место проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в школе (МБОУ Николо- Березовской СОШ), где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, (далее – ОИВ).

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи), находятся:

- ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность;

- для участников итогового сочинения – орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения; для участников итогового изложения – орфографический и толковый словари, выданные по месту проведения итогового изложения;

- лекарства (при необходимости);

- продукты питания для дополнительного приема пищи (перекус), бутилированная питьевая вода при условии, что упаковка указанных продуктов питания и воды, а также их потребление не будут отвлекать других участников итогового сочинения (изложения) от написания ими итогового сочинения (изложения) (при необходимости);

- инструкция для участников итогового сочинения (изложения);

- черновики;

- для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов – специальные технические средства (при необходимости). Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио ивидеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

Сроки и продолжительность написания ИС

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок Дополнительные сроки
4 декабря 2024 года 5 февраля 2025 года 9 апреля 2025 года

 

3.2. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.), на организацию питания и проведение необходимых медико-профилактических процедур, а также на перенос ассистентом итогового сочинения (изложения) в стандартные бланки записи, выполненные слепыми и слабовидящими участниками итогового сочинения (изложения) в специально предусмотренных тетрадях, выполненные в бланках итогового сочинения (изложения) увеличенного размера, итогового сочинения (изложения), выполненного на компьютере, устных итоговых сочинений (изложений) из аудиозаписей. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется ОИВ.

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в образовательные организации высшего образования в качестве индивидуального достижения

С результатами итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении). По решению ОИВ ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) и личном кабинете участника итоговой аттестации.

Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)

К написанию итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются: обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица, перечисленные в подпункте 1.2, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально; обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица, перечисленные в подпункте 1.2 не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

4.2. Обучающиеся XI (XII) классов и экстерны, получившие по итоговому  сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные Порядком.

Организация проведения итогового сочинения (изложения) на федеральном уровне, региональном уровне и на уровне образовательных организаций

Организация проведения итогового сочинения (изложения) на федеральном уровне Рособрнадзор в рамках организации и проведения итогового сочинения (изложения) осуществляет следующие функции: осуществляет методическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения); организует разработку и функционирование закрытого банка тем итогового сочинения и открытого банка текстов для итогового изложения; организует разработку тем итогового сочинения для пополнения закрытого банка тем итогового сочинения, текстов для итогового изложения для пополнения открытого банка текстов для итогового изложения, критериев оценивания итогового сочинения (изложения)); обеспечивает ОИВ комплектами тем итогового сочинения, сформированными из закрытого банка тем итогового сочинения, и текстами для итогового изложения из открытого банка текстов для итогового изложения; разрабатывает единые форматы бланков итогового сочинения (изложения); разрабатывает единые правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения); разрабатывает единый сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения); определяет дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) на основании обращения ОИВ в случае невозможности проведения итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные Порядком, на территориях субъектов Российской Федерации по объективным причинам

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС. В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в рамках приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета образовательная организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную образовательной организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76, в подпунктах 1-4 пункта 77 и подпунктах 1-3 пункта 97.9 Порядка приема, устанавливается образовательной организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

Общая информация о государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования

ДОПУСК К ГИА-11

К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-11

Для проведения ГИА-11 на территории Российской Федерации и за ее пределами устанавливаются сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету (расписание ГИА-11). Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ГИА-11

Для участия в ГИА-11 необходимо подать заявление с указанием выбранных учебных предметов, формой (формами) ГИА-11, сроков участия в ГИА-11 до 1 февраля включительно:

обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования (МБОУ Николо- Березовская СОШ);

лицам, проходящим ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц.

Заявления подаются участниками ГИА-11 лично на основании документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности.

После 1 февраля заявления об участии в ГИА-11 принимаются по решению государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) только при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

Участники ГИА-11 вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях учебных предметов, а также изменить форму ГИА-11 и сроки участия в ГИА-11 при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ГИА-11 подают в ГЭК заявления с указанием измененного (дополненного) перечня учебных предметов, по которым они планируют сдавать экзамены, и (или) измененной формы ГИА-11, сроков участия в ГИА. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

ПРОВЕДЕНИЕ ГИА-11

Время начала ГИА-11 по всем учебным предметам 10.00 часов по местному времени. Допуск участников ГИА-11 в пункт проведения экзамена (ППЭ) осуществляется с 09.00 по местному времени.

Для опоздавших участников ГИА-11 время окончания экзамена не продлевается и общий инструктаж не проводится.

При входе в ППЭ участник ГИА-11 предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае отсутствия по объективным причинам у обучающегося паспорта он допускается в ППЭ только после письменного подтверждения его личности сопровождающим.

Во время экзамена на рабочем столе участника экзамена помимо экзаменационных материалов находятся:

  1. гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. средства обучения и воспитания;
  4. лекарства (при необходимости);
  5. продукты питания для дополнительного приема пищи (перекус), бутилированная питьевая вода при условии, что упаковка указанных продуктов питания и воды, а также их потребление не будут отвлекать других участников экзаменов от выполнения ими экзаменационной работы (при необходимости);
  6. специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 60 Порядка) (при необходимости);
  7. черновики, выданные в ППЭ.

Иные личные вещи участники ГИА-11 должны оставить в специально выделенном до входа в ППЭ месте для хранения личных вещей участников экзаменов.

Участник ГИА-11 занимает рабочее место согласно списку автоматизированного распределения. Изменение рабочего места не допускается.

При раздаче комплектов экзаменационных материалов все участники ГИА-11 должны внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории.

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ И БЛАНКОВ ОТВЕТОВ ВСЕ УЧАСТНИКИ ГИА-11 ДОЛЖНЫ внимательно прослушать инструктаж по заполнению регистрационных полей бланка регистрации, а также правилах заполнения бланков ответов.

ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА УЧАСТНИКАМ ГИА-11 ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Иметь при себе:

  • уведомление о регистрации на экзамены;
  • средства связи;
  • электронно-вычислительную технику;
  • фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
  • справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном и (или) электронном носителях.

Выносить из аудиторий письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Фотографировать экзаменационный материалы.

Разговаривать между собой.

Обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ГИА-11.

Переписывать задания ГИА-11 в черновики со штампом образовательной организации.

Произвольно выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории.

За нарушение требований и отказ от их соблюдения организаторы совместно с членами ГЭК вправе удалить участника ГИА-11 с экзамена. В этом случае организаторы совместно с членами ГЭК составляют акт об удалении участника ГИА-11 с экзамена. На бланках удаленного участника экзамена проставляется отметка о факте удаления с экзамена. Экзаменационная работа такого участника ГИА-11 не проверяется.

Во время экзамена участники экзамена имеют право выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ только в сопровождении одного из организаторов вне аудитории. При выходе из аудитории участники экзамена оставляют документ, удостоверяющий личность, экзаменационные материалы, письменные принадлежности и листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации, на рабочем столе, а организатор проверяет комплектность оставленных экзаменационных материалов.

Участники экзамена, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, сдают экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации организаторам, не дожидаясь завершения окончания экзамена. После сдачи всех материалов указанные участники могут покинуть ППЭ.

По истечении времени экзамена организаторы объявляют об окончании экзамена. Участники экзамена откладывают экзаменационные материалы, включая задания и листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации на край своего стола. Организаторы собирают экзаменационные материалы у участников экзамена. После сдачи всех материалов указанные участники покидают ППЭ.

ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК К ГИА-11

По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче экзамена (экзаменов) в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) в резервные сроки соответствующего периода проведения экзаменов:

1) участники ГИА, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;

2) участники экзаменов, не явившиеся на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

3) участники экзаменов, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

4) участники экзаменов, апелляции которых о нарушении Порядка апелляционной комиссией были удовлетворены;

5) участники экзаменов, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений Порядка, совершенных лицами, указанными в пунктах 66 и 67 Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами;

6) участники экзаменов, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов отсутствия, неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения во время проведения экзаменов.

Участники ГИА из числа лиц, указанных в подпункте 1 (т.е. участники ГИА, получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов), получившие неудовлетворительный результат ЕГЭ по математике, вправе изменить выбранный ими ранее уровень ЕГЭ по математике для повторного участия в ЕГЭ в резервные сроки соответствующего периода проведения экзаменов.

В этом случае указанные лица подают в ГЭК заявления с указанием измененного уровня ЕГЭ по математике. Указанные заявления подаются в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ЕГЭ по математике.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-11

ГИА-11 имеет три формы проведения – форма единого государственного экзамена (ЕГЭ), форма государственного выпускного экзамена (ГВЭ), форма, устанавливаемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

ПРОВЕДЕНИЕ ГИА-11 В ФОРМЕ ГВЭ

При проведении ГВЭ используются КИМ.

ГВЭ проводится в письменной и устной формах. Устную форму экзамена могут выбрать по желанию участники ГВЭ с ОВЗ, участники ГВЭ – дети-инвалиды и инвалиды.

Для участников ГВЭ ГИА-11 по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ).

При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участника ГВЭ записываются средствами цифровой аудиозаписи.

Аудитории, выделяемые для проведения ГВЭ в устной форме, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи. Технические специалисты или организаторы настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи устных ответов.

После подготовки участника ГВЭ приглашают к средству цифровой аудиозаписи. Участник ГВЭ по указанию организатора громко и разборчиво дает устные ответы на задания. Во время устных ответов участника ГВЭ экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГВЭ уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса задания. Технический специалист или организатор предоставляет участнику ГВЭ возможность прослушать запись его устных ответов, чтобы убедиться, что она произведена без технических сбоев. В случае если во время записи устных ответов произошел технический сбой, участнику ГВЭ по его выбору предоставляется право сдать экзамен в тот же день или в резервные сроки.

УЧАСТНИКИ ГВЭ

  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся СПО, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды.

УЧАСТНИКИ ЕГЭ

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования;

иностранные граждане, лица без гражданства, соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах;

лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) (экстерны).

ИМЕЮТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ЕГЭ: 

  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования; 
  • лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ИМЕЮТ ПРАВО ДОБРОВОЛЬНО УЧАСТВОВАТЬ В ЕГЭ: 

  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования; 
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, осваивающие образовательные программы среднего общего образования.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

ЕГЭ по математике проводится по двум уровням:

ЕГЭ, результаты которого признаются в качестве результатов ГИА-11 общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями (ЕГЭ по математике базового уровня);

ЕГЭ, результаты которого признаются в качестве результатов ГИА-11 общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями, а также в качестве результатов вступительных испытаний по математике при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета – в образовательные организации высшего образования (ЕГЭ по математике профильного уровня).

! Участники ГИА-11, получившие неудовлетворительный результат на ЕГЭ по математике, вправе изменить выбранный ими ранее уровень ЕГЭ по математике для повторного участия в ЕГЭ в резервные сроки. При наличии положительного результата ЕГЭ по русскому языку!

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ЕГЭ

В заявлении об участии в ГИА-11 участники ЕГЭ указывают уровень ЕГЭ по математике (базовый или профильный).

Лица, участвующие в ЕГЭ по желанию, подают заявления в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, до 1 февраля включительно.

ЗАДАНИЯ КИМ ЕГЭ

Рособрнадзор организует разработку КИМ для проведения ЕГЭ и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ. КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования комиссиями по разработке КИМ по учебным предметам.

С документами, определяющими структуру и содержание КИМ ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться на сайте ФГБНУ «ФИПИ» по ссылке. 

Результаты ГИА-11. Прием и рассмотрение апелляций

Результаты ГИА-11 признаются удовлетворительными в случае, если участник ГИА-11 по обязательным учебным предметам набрал количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, или получил отметку не ниже удовлетворительной. 

Пересдача неудовлетворительного результата экзамена в текущем учебном году предусмотрена только по обязательным учебным предметам; по учебным предметам  по выбору – только через год.

Минпросвещения установило минимальные баллы ЕГЭ на 2025/2026 учебный год

Министерство просвещения России установило минимальные баллы Единого государственного экзамена на 2024/2025 учебный год. Соответствующий приказ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Для образовательных организаций, подведомственных министерству, определены следующие минимальные баллы ЕГЭ:

Русский язык - 42;

Математика, Химия, Биология, Физика - 39;

Обществознание - 42;

История - 35;

Информатика - 44;

Иностранный язык - 30;

Литература, География - 40.

Для высших учебных заведений, относящихся к Минобрнауки, установлены следующие баллы:

Русский язык, Литература, География, Математика профильного уровня - 40;

Физика, Биология, Химия - 39;

Обществознание - 45;

Информатика - 44;

Иностранный язык - 30;

История - 36.

В начале декабря, напомним, Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили расписание ЕГЭ и ОГЭ на 2025 год.

ЕГЭ

Досрочный период:

  • 21 марта - география и литература;
  • 25 марта - русский язык;
  • 28 марта - базовая и профильная математика;
  • 1 апреля - биология, иностранные языки (письменно), физика;
  • 4 апреля - иностранные языки (устно);
  • 8 апреля - информатика и обществознание;
  • 11 апреля - история и химия.

Основной период:

  • 23 мая - история, литература и химия;
  • 27 мая - базовая и профильная математика;
  • 30 мая - русский язык;
  • 2 июня - обществознание, физика;
  • 5 июня - биология, география и иностранные языки (письменно);
  • 10 и 11 июня - иностранные языки (устно), информатика.

Пересдача по одному из выбранных предметов - 3 и 4 июля.

Сроки проверки экзаменационных работ

Обработка и проверка экзаменационных работ должны завершиться в следующие сроки:

1) ЕГЭ по информатике, в том числе проведенный в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, — не позднее двух календарных дней после проведения экзамена;

2) ЕГЭ по математике базового уровня — не позднее трех календарных дней после проведения экзамена;

3) ЕГЭ по математике профильного уровня, ГВЭ по математике — не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

4) ЕГЭ и ГВЭ по русскому языку — не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

5) ЕГЭ по учебным предметам по выбору (за исключением ЕГЭ по информатике) — не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

6) ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по информатике) и ГВЭ по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, — не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

Прием и рассмотрение апелляций

 
 

Апелляция о нарушении Порядка проведения ГИА

Апелляция о несогласии с выставленными баллами

Когда подается?

В день проведения экзамена

В течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена

Куда подается?

Члену государственной экзаменационной комиссии,
не покидая пункта проведения экзамена

В образовательные организации; в места регистрации на сдачу ЕГЭ

Сроки рассмотрения апелляции

Рассматривается в течение 2 рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию

Рассматривается в течение 4 рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию

Возможные решения

— Решение об отклонении апелляции;
— Решение об удовлетворении апелляции

— Решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;  
— Решение об удовлетворении апелляции и изменении баллов

При удовлетворении апелляции

Результат экзамена аннулируется, участник повторно сдает экзамен

Количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов

Обращаем внимание!

 

Порядком проведения ГИА не предусмотрена процедура оспаривания решений апелляционной комиссии субъекта Российской Федерации, а также проведение перепроверки экзаменационной работы Рособрнадзором по заявлению гражданина.

Перечень информационных ресурсов, посвященных вопросам ГИА

1 Официальный сайт минобразования Ростовской области раздела (https://minobr.donland.ru/activity/8286/ ),

2. Официальный сайт государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования» (https://rcoi61.ru/ ).

3.Специализированный сайт Telegram-канале (https://t.me/GIAvRO ).

4. Сайт Рособрнадзора (https://obrnadzor.gov.ru/ ).

5. Официальный сайт ФГБУ «ФЦТ» (http://rustest.ru/ ).

 


Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.